История борьбы с преступностью


Мировой криминал

Главная ] Мировой криминал ]


  Вверх
Древний мир. Греция
За пределами Греции
Александр Великий
Древний Рим
Новая эра. Рим
За пределами Рима
Итальянские интриги
Многострадальная Русь
Средневековье
Злодеи Нового времени
Политические убийства
Романтичная Франция
Политические убийства 19
Русский террор
Религиозные секты-убийцы
Мафия и национальность
Убийцы Америки
Расстрельная должность
Балканы
Россия. XIX век
Россия. Начало ХХ века
Революционные киллеры
Конец Распутина
Вихри революции
Рожденный революцией
Политразборки в ХХ веке
Фашизм и криминал
Покушения в СССР
Мировые маньяки
Советские маньяки
Маньяки России
Маньяки стран СССР
Женщины-убийцы



  Олег Логинов

Энциклопедия мировых убийств

Древний мир

Как известно преступность на Земле появилась в незапамятные времена. Еще в Ветхом Завете рассказывается, что Ева, первая женщина на Земле, родила двух сыновей – Каина и Авеля. А когда они выросли, Каин увел Авеля в поле и там убил. Бог Яхве тоже не являл человечеству образец доброты. То он устроил людям всемирный потоп, в результате которого спасся только Ной со своей семьей, то приказал Аврааму принести сына во всесожжение, то изничтожил города Содом и Гоморра дождем из серы и огня, то зачем-то хотел убить сына Моисеева – «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Яхве и хотел умертвить его». Жить, судя по всему, тогда было просто страшно. Авраам выдавал свою красавицу-жену Сару за сестру, чтобы завистники не убили его. Сын князя Сихем похитил и изнасиловал приглянувшуюся ему девушку по имени Дина. Тогда братья Дины устроили резню в городе, где жил Сихем, ограбили его жителей, забрали свою сестру и героями вернулись домой. Спрашивается за что пострадали жители? Иуда приказал своему сыну Онану взять в жены вдову старшего брата Фамарь. Онан не пожелал жить с женщиной, бывшей в употреблении, и отказался. Богу не понравилось непослушание Онана, и он умертвил его.

В общем, первым людям и так нелегко жилось, но когда бог Яхве наслал на Египет 10 казней, тут и вовсе впору стало вешаться от такой жизни. Только представьте: вода превратилась в кровь – не попить, ни умыться, ни побриться. Люди болеют воспалением с нарывами, а тут им еще необходимо отбиваться от жаб, нападающих на дома. Причем делать это приходится в полной темноте, поскольку тьма окутала всю землю египетскую. Такого вы ни в одном современном фильме ужасов не увидите.

Древняя Греция

Убийство в Древней Греции
 

Языческие мифы Древней Греции были менее назидательны, чем библейские истории, но не менее жестокими. Древнегреческие мифы с их богами, героями и невероятными чудовищами читаются как сказки. Однако если обратить внимание на перечень злодеяний, приводящихся в них, то кажется, что это уже не мифы, а пособие по криминологии. Взять, к примеру, мифы о Геракле, изложенные Н.А.Кун по трагедиям Софокла и Еврипида.

Итак, миф первый – «Рождение и воспитание Геракла».

Геракл еще не родился, но предвестником его появления на свет уже стала цепь тяжких преступлений:

У царя Микенах Электриона похитили стада и убили сыновей, когда они хотели отбить похищенное. Царь Электрион объявил, что отдаст руку своей красавицы-дочери Алкмены тому, кто вернет ему стада и отомстит за смерть его сыновей. Герою Амфитриону удалось без боя вернуть царю стада, за что он получил руку его дочери. Но во время свадебного пира Амфитрион убил тестя Электриона, после чего пришлось ему с женой бежать из Микен. Алкмена согласилась бежать со своим мужем только при условии, что он отомстит за убийство ее братьев.

После этого выяснилось, что и боги Олимпа отнюдь не отличаются высокой моралью и нравственностью. Сам всемогущий Зевс оказался не безгрешен - приняв облик Амфитриона, он переспал с приглянувшейся ему Алкменой. От этого адюльтера родился Геракл. Супруга Зевса – богиня Гера не погнушалась убийством младенца. Она послала двух змей, чтобы погубить лежащего в пеленках Геракла. Однако просчиталась. Все-таки малыш был наполовину бог по крови, а потому он, лежа в колыбели, схватил и задушил змей.

Учился Геракл, как говориться ни шатко, ни валко. Сила есть, ума не надо. А пытавшего стыдить его учителя Лину он насмерть пришиб кифарой.

Выросший очень сильным, малограмотным и вынужденный служить слабому и трусливому Эврисфею, Геракл стал героем, которым все восхищались, но при этом чем-то напоминал «отмороженного качка». Цари, видимо считая Геракла тупым, безбожно «кидали» парня, но при этом недооценивали его силу.

Шестым подвигом Геракла стала расчистка скотного двора царя Авгия. За эту работу Авгий пообещал силачу десятую часть своих стад, но обманул. За это «кидалово» Геракл жестоко отомстил через несколько лет. Досталось не только Авгию, но и его союзникам. Сначала Геракл убил Авгия в бою, а потом пошел войной на его союзников. Он захватил город Пилос, убил его царя Нелея и одиннадцать его сыновей.

Любопытно описание девятого подвига Геракла, известного как «Пояс Ипполиты». Эврисфен послал Геракла привезти ему пояс, принадлежащий царице амазонок Ипполите. Геракл, подобно какому-то рэкетиру, посланному паханом, приехал с отрядом крепких вооруженных мужиков в страну женщин. Он не просил у царицы Амазонок ее пояс, не предлагал его выкупить, он просто поставил ее в известность, что ему нужен атрибут ее гардероба. После этого между мужиками и женщинами случилась серьезная разборка, в результате которой пояс все же достался Гераклу, но пролилось много крови.

Следующим царем, «кинувшим» Геракла стал правитель города Ойхалии – Эврит. Царь пообещал руку своей дочери тому, кто превзойдет его в стрельбе из лука. Геракл превзошел, но руку царской дочери от Эврита не получил. Зато вскоре после этого Эврит лишился сына Ифита, которого Геракл не со зла сбросил в пропасть. После этого прорицательница пифия изгнала Геракла из храма Апполона в Дельфах, как человека, осквернившего себя убийством невинного. Геракл обиделся и спер из храма треножник. Потом греческий герой слегка перебрал на пиру и спьяну пришлепнул насмерть мальчишку, который полил ему на руки воду, приготовленную для омовения ног.

Когда-то, между девятым и десятым подвигами Геракл между делом спас от чудища Гесиону, дочь царя Трои Лаомедонта. За это Лаомедонт обещал ему дивных коней, полученных от громовержца Зевса. Как и другие цари, Лаомедонт тоже «кинул» героя. И как другие спустя некоторое время жестоко поплатился за это. Геракл обиды помнил. Едва он почувствовал себя свободным от всех обязательств, как, не медля, отправился с войском на 18 кораблях к берегам Трои. Гераклу не понадобилось 10 лет, как другим греческим героям под предводительством Менелая, чтобы взять этот город. Осада длилась недолго. Геракл ворвался в Трою, убил Лаомедонта и всех его сыновей кроме самого младшего Подарка.

Прекрасную Гесиону он отдал в жены одному из своих соратников – Теламону. А еще позволил ей выпустить на свободу одного из пленных. Однако когда Гесиона указала на своего брата Подарка, Геракл подобно обманывавшим его царям, сразу переменил свое решение. Он сказал, что отпустит Подарка на свободу только, если получит за него выкуп. Правда, похоже, что позже Геракл устыдился своей алчности и удовольствовался в качестве выкупа покрывалом с головы Гесионы.

У языческой истории про Геракла удивительно библейский конец. Пролитая кровь упала на голову самого Геракла. Коварно отравленный, он умирал в страшных мучениях, умоляя сжечь его живьем на погребальном костре. Но потом за все его великие подвиги и великие страдания он был принят в сонм бессмертных богов и зажил счастливо на светлом Олимпе.

 

Только не следует думать, что Геракл был каким-то особенным «отморозком». Большинство других мифических греческих героев мало отличались от него. Взять хоть покровителей Спарты братьев Диоскуров – Кастора и Полидевка.

Много подвигов совершили Диоскуры со своими двоюродными братьями Афареидами – Линкеем и Идасом. Однажды во время смелого набега угнали они из Аркадии стадо быков. Но когда начали делить добычу, то разругались. Вместо того, чтобы поделить стадо на четыре части и остаться друзьями, они поделили его на две. А потом разрубили быка на четыре части. Первая половина стада должна была достаться тому, кто вперед съест свою четвертину быка, а вторая половина второму съевшему. Быстро съел Идас свою часть, а потом помог брату Линкею съесть его часть.

Страшно разгневались Кастор и Полидевк на обманувших их двоюродных братьев. Они похитили не только все стадо, угнанное из Аркадии, но еще и часть личного стада Идаса и Линкея. Но и этого показалось мало Диоскурам, они похитили еще и невест своих двоюродных братьев.

Теперь уже Афареиды не снесли обиды и напали на Диоскуров. В кровавой схватке погибли Кастор и Линкей. Только Зевс смог прекратить поединок Полидевка и Идаса.

 

Но самая жестокая древнегреческая легенда «Атрей и Фиест».

Начинается она так: «Сыновьями великого героя Пелопса были Атрей и Фиест. Проклял некогда Пелопса возничий царя Эномая Мирти, предательски убитый Пелопсом, и обрек своим проклятием на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. Тяготело проклятие Миртила и над Атреем и Фиестом. Ряд злодеяний совершили они. Погубили Атрей и Фиест Хрисиппа, сына нимфы Аксионы и отца их Пелопса. Это мать Атрея и Фиеста Гипподамия уговорила убить Хрисиппа. Совершив это злодеяние, бежали они из царства отца, боясь его гнева…».

Спустя некоторое время между братьями пробежала черная кошка в борьбе за власть в Микенах. Пока Фиест с женой строил планы как ему убить брата, Атрей велел тайно схватить сыновей Фиеста, юных Полисфена и тантала, и убить их. Из их тел Атрей приготовил ужасную трапезу своему брату, после чего пригласил его на пир. Когда Фиест понял, что за кушанья он ел на пиру, в ужасе, ничего не видя, бежал из Микен и укрылся в пустыне. Атрей взял к себе малолетнего сына Фиеста – Эгисфа, воспитал его, а потом отправил убить Фиеста. Но тот узнал в нем сына и переубедил встать на его сторону. В результате Эгисф убил Атрея тем самым мечом, который тот дал ему для убийства отца.

 

Такие вот нешуточные страсти кипели в древнегреческих мифах. А поскольку любые мифы – это отражение жизни на земле и наоборот, то думается, что жизнь людей в Древней Греции была отнюдь не пасторальной. В реальном древнем мире жизнь была простой и жестокой. Жестокий мир формировал жестокие законы.

Даже законы, действовавшие в колыбели демократии – древних Афинах не были гуманными. По ним «должно было убить» всего лишь за гроздь винограда сорванного в чужом саду или за праздную жизнь. Об этих законах говорили, что они «написаны не чернилами, а кровью». А поскольку писал их правитель по имени Драконт, то их и прозвали «драконовскими».

И все же излишняя жестокость в Афинах не поощрялась. Это проявилось, например, при подавлении мятежа Киолона.

Знатный афинянин Килон одержал победу на Олимпийских играх и почувствовал себя избранником богов. Он решил захватить власть в Афинах. Килон дождался летнего праздника Зевса Олимпийского в 632 году до н.э. и с отрядом товарищей захватил афинскую крепость — акрополь. Но народ не поддержал олимпийского чемпиона. Афиняне с оружием в руках под руководством архонта Мегакла из рода Алкмеонидов осадили акрополь. Килон пал духом и бежал, бросив своих соратников на произвол судьбы.

Участники заговора, после того, как он провалился, искали с мольбой защиты у богини Афины. Их уговорили сойти с Акрополя и предстать перед судом. Тогда они привязали нитку к статуе богини и отправились вниз, держась за нее. И вдруг нитка оборвалась. «Бейте их: богиня от них отрекается!» — крикнул архонт Мегакл. Архонты тут же бросились на безоружных заговорщиков и растерзали их. Закололи даже тех, кто искал убежища у алтарей. Афинян возмутило эта расправа, они посчитали ее святотатством. Они стали называть убийц «проклятыми» и подвергли их суду трехсот знатнейших граждан. В результате архонты были отправлены в изгнание.

Наибольший резонанс в Афинах вызывали политические убийства. Борьба за власть между демократами и олигархами отнюдь не всегда ограничивалась ораторскими прениями и судебными процессами. Любопытно, что тирания отнюдь не всегда была злом для Афинского государства, подчас она даже являлась для него благом.

Так, развитие Афинской демократии в VI веке было прервано тиранией Писистрата. Перерыв получился длительным. Сам Писистрат правил в Афинах 33 года (560 - 527 гг.) и еще 17 лет продолжалось тираническое правление его сыновей.

Любопытна история прихода к власти Писистрата. Однажды он изранил сам себя мечом, изранил мулов, запряженных в его повозку, потом приехал в таком виде на площадь и стал жаловаться народу, что на него напали его враги, и он с трудом от них ускользнул. Писистрат попросил, чтобы ему позволили держать при себе телохранителей. Ему позволили. Правда, не разрешили вооружить охрану копьями — это было бы слишком похоже на царскую власть, — позволили носить ей только дубинки. Но оказалось, что порой для государственного переворота бывает достаточно и дубинок. Писистрат со своими телохранителями захватил акрополь и стал править как тиран.

Но Писистрат оказался справедливым тираном. Он ввел государственный кредит с более низкими процентами, чем у ростовщиков, и налоговые льготы для неимущих. Учредил разъездные суды, освободив крестьян от необходимости отправляться в город для решения каждой тяжбы. Аристотель говорил, что Писистрат был «гуманным и кротким человеком, снисходительным к провинившимся".

Но при этом у афинян где-то в подкорке мозга оставалась врожденная ненависть к тирании. И после смерти Писистрата в 514 году до н.э. они устроили заговор против его сыновей. Поводом послужила любовная история. Сын Писистрата, новый тиран Гиппарх предложил стать своей любовницей девушке из аристократической семьи. Но та отвергла его предложение. И тогда Гиппарх запретил этой девушке участвовать в праздничном шествии к храму Афины, заявив, что она недостойна такой чести. Брат девушки Гармодий расценил это как страшное оскорбление его семье. Вместе со своим другом Аристогитоном они решили свергнуть тирана. К их заговору присоединилось еще несколько юношей и одна девушка по имени Леэна. Вскоре подоспел еще один праздник - Панафиней, когда юноши должны участвовать в процессии со щитами и копьями в руках. Гармодий и Аристогитон явились на этот праздник и с мечами, скрыв их ветками мирного мирта. Приблизившись к Гиппарху, они неожиданно набросились и убили его. Гармодий при этом погиб на месте, Аристогитона схватили. Место убитого тирана занял его брат Гиппий, который начал расправу над заговорщиками. Их жестоко пытали, выведывая имена соучастников. Тверже всех держалась Леэна. Чтобы не заговорить под пытками, она сама откусила себе язык: Аристогитон поступил иначе: на допросе он назвал своими соучастниками всех лучших друзей тиранов, чтобы Гиппий их погубил и остался одинок.

Позднее убитый Гармодий и казненные Аристогитон с Леэной за свое преступление попали в разряд героев-мучеников. Мужчинам воздвигли на рыночной площади в Афинах медные статуи. А в честь Леэны, чье имя значит «львица», была поставлена бронзовая статуя львицы, у которой в раскрытой пасти не было языка. А еще о них сложили песню:


«Под листьями мирта мечи понесем,
Подобно Гармодию с Аристогитоном,
Когда поразили тирана мечом
И сделали равными всех пред законом!»

Другим известным тираном в Древней Греции был Периандр, около 40 лет правивший в Коринфе. Однажды в припадке гнева он побил свою жену Мулиссу, которую он очень любил. От побоев Мелисса скончалась. Периандр похоронил ее по-царски, но ночью супруга явилась к нему во сне и пожаловалась:

- Мне холодно в царстве мертвых: ведь тени человека нужна тень одежды!

На следующий день Периандр устроил великий женский праздник в храме Геры. Знатнейшие коринфянки явились в храм в лучших нарядах. И тогда Периандр приказал своей страже храм оцепить, женщин раздеть, а наряды их сжечь на огромном костре, чтобы жене его Мелиссе не было холодно в царстве мертвых.

За смерть матери на Периандра очень обиделся его сын Ликофрон.

На западном море у Коринфа была колония Керкира. Туда отправил Периандр Ликофрона, там он и жил, пока Периандр не состарился и не попросил его вернуться и принять власть.

- Ноги моей не будет в городе, где ты живешь! — ответил Ликофрон.

- Хорошо, — написал ему Периандр, — приезжай в Коринф и правь Коринфом, а я уеду на твое место и буду править Керкирой.

Ликофрон согласился, но не согласили керкиряне, которые от одной мысли иметь своим правителем Периандра пришли в ужас. Они убили Ликофрона, а Периандру написали, что сын его умер, и что теперь Периандру нет никакой нужды перебираться на Керкиру. Тиран пришел в ярость. Он пошел на Керкиру войной, разгромил ее, а триста знатных юношей продал в рабство в Лидию, мстя за сына.

В 685 году до н.э. старый и всеми ненавидимый Периандр устрашился, что когда умрет, граждане разроют могилу и осквернят его прах. И он решил умереть так, чтобы никто никогда не узнал, где его могила. Он вызвал к себе двух воинов и отдал им тайный приказ: в полночь выйти из дворца по Сикионской дороге, первого встречного путника убить и похоронить тут же на месте. Потом он вызвал четверых воинов и отдал приказ: через час после полуночи выйти на Сикионскую дорогу, настичь двух воинов и умертвить их. Потом вызвал восьмерых воинов и приказал: через два часа после полуночи выйти вслед четверым и умертвить их. А когда настала полночь, Периандр закутался в плащ, незаметно вышел из дворца и пошел по Сикионской дороге навстречу двум солдатам. Была тьма, узнать его никто не мог. Через полчаса он был убит двоими, еще через час эти двое были убиты четырьмя, еще через час эти четверо были убиты восемью. Так исполнилось последнее желание Периандра: никто никому не мог указать место его погребения.

 

Там же на острове Керкира в 421 году до н.э. случилась еще одна кровавая драма на почве политической борьбы. Сначала олигархи, решив отнять власть у демократов, убили в Совете вождя народной партии Пифия и еще 60 человек советников из народа, после чего захватили власть в городе. Но удержать ее не сумели. Демократы при поддержке афинского флота взяли вверх и начали расправу, которую историк Фукидид описал так:

«... демократы принялись убивать в городе тех из своих противников, кого удалось отыскать и схватить... Затем, тайно вступив в святилище Геры, они убедили около 50 находившихся там молящих выйти, чтобы предстать перед судом, и осудили всех на смерть. Однако большая часть молящих не согласилась выйти. Когда они увидели, что происходит с другими, то стали убивать друг друга на самом священном участке. Некоторые повесились на деревьях, а другие покончили с собой, кто как мог.

В течение семи дней, пока Евримедонт после своего прибытия с 60 кораблями оставался на острове, демократы продолжали избиение тех сограждан, которых считали врагами, обвиняя их в покушении на демократию. В действительности же некоторые были убиты из личной вражды, а иные - даже своими должниками из-за денег, данных ими в долг. Смерть здесь царила во всех ее видах. Все ужасы, которыми сопровождаются перевороты, подобные только что описанному, все это происходило тогда на Керкире и, можно сказать, даже превосходило их. Отец убивал сына, молящих о защите силой отрывали от алтарей и убивали тут же. Некоторых даже замуровали в святилище Диониса, где они и погибли».

 

Коринфу не везло на тиранов. Один из жителей этого города Тимофан с помощью наемников захватил власть в Коринфе, став очередным тираном. Тогда к нему в сопровождении двух друзей пришел его брат Тимолеонт и начал умолять его отречься. Но Тимофан только насмехался над ним. Тимолеонт заплакал и закрыл лицо плащом, а друзья его выхватили мечи и уложили Тимофана на месте. Коринфяне радовались свободе, но на Тимолеонта смотрели с восторгом и ужасом: вот человек, который во имя закона государства попрал закон родства. Мать Тимолеонта и Тимофана затворилась в доме и отказалась видеть сына. Это сломило душу Тимолеонта: он мучился тоской, чуждался людей и пытался уморить себя голодом. Так, на краю безумия, он провел двадцать лет.

И тут о нем вспомнили жители Сиракуз, которые стонали под властью собственного тирана Дионисия Младшего. Они приехали к Тимоленту и предложили ему возглавить поход против тирана. «Если победишь — останешься для нас тираноубийцею; если нет - останешься братоубийцею» - сказали они. И Тимолеонт согласился. Вскоре Сиракузы были освобождены, Дионисий разжалован в простые смертные. Вслед за Сиракузами стали свергать тиранов и другие города. Их распинали на крестах в городских театрах, чтобы граждане могли полюбоваться на мучения тех, кого еще недавно страшились. В Сиракузах статуи тиранов, стоявшие на главной площади, продали в рабство: их приносили в суд, произносили над ними обвинение, выставляли на аукционе и продавали, как рабов: кто даст больше.

Но свободы, завоеванной Тимолеонтом, хватило Сиракузам ровно на двадцать лет. А затем они снова оказались под властью тирана. Им стал сын гончара Агафокл, ставший отважным воином. Захватив власть в Сиракузах, он отправился с войском в Африку. Война там получилась жестокой. Под Утику, второй после Карфагена город в Африке, он двинул осадные башни, на которых живой защитой привязаны были карфагенские пленники; это не помогало, карфагеняне били по своим без жалости. Утику он взял, но Карфаген выстоял. Между тем в Сицилии начиналась новая междоусобная война. Войска Агафокла стали роптать, собственный сын его, Архагат, попытался было взять отца под стражу. Тогда Агафокл бросил все — и армию и сына — и бежал в Сицилию, наводить порядок у себя дома. Порядок дома он навел, но брошенные им войска в Африке взбунтовались. Его солдаты, прежде всего, перерезали брошенных родственников и помощников тирана, а потом рассеялись и перешли на карфагенскую службу. Когда один воин занес меч над Архагатом, сыном Агафокла, тот крикнул: «А что, по-твоему, Агафокл сделает за мою смерть с твоими детьми?» — «Все равно, — ответил убивавший, — мне довольно знать, что мои дети хоть ненадолго переживут детей Агафокла».

А вскоре, в 289 году до н.э. смерть настигла и самого Агафокла. Говорили, будто родной внук, сын погибшего Архагата, отравил Агафокла, подложив ему отравленную зубочистку. Яд ее разъедал десны и вызывал такие мучения, что Агафокл будто бы приказал сжечь себя заживо на погребальном костре.

 
   

Далее

В начало страницы


Все права защищены. Copyright © А. Захаров, О. Логинов 2012-2016.  Последнее обновление: 15 августа 2017 г.
При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательно указание автора, а также активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.all-crime.ru. 
Воспроизведение материала сайта или любой его части в печатных изданиях возможно только с разрешения автора.
Адрес электронной почты: admin@all-crime.ru.


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика