Аферисты

Аферисты

Главная ] Содержание ] Криминальный хронограф ] Аферисты мира ] Аферы мира ] Кражи мира ] Казни мира ] Коррупция ] Криминальная география ] Криминальные казусы ] Криминальная мистика ] Легенды криминалитета ] Политика и криминал ] Убийства мира ] Уральская преступность ] Милицейские байки ] О сайте ]


  Вверх
Воскрешатель-бизнесмен
Калиостро
Кроухерст Дональд
Лернер Григорий
Лисон Ник
Рекордная афера Эбберса
Аферист-романтик
Левин Владимир
Повелитель "Тибета"
Капитан Фойгт
Авантюрист Сыроежин
Великий фальсификатор
Венгерский аферист Варга
Кристи Агата
Джон Ло
Афера Козленка
Знаменитость из Скопина
Вадим Дик
Неугомонный Барвенко
Марина Цвигун
Кевин Митник
Иван Мануйлов
Вундеркинд Минков
Хозяйка Чары
Король жуликов
Неразгаданный фокус
Биржевой король США
Билли Эстес
Лев Константинов
Майкл Марковиц
Повелитель "Тибета"
Мавроди
Козлиный доктор Бринкли
Опасный Форекс
"Властилина" Соловьева
Эстонский рецидивист
Алхимик Таузенд
Приключения "Хамелеона"
Обвиняемый-обвинитель
Печенкин Евгений
Вызвавший бунт во Франции



 

Олег Логинов

Ван Меегерен Хан Антониус - великий голландский фальсификатор

История жизни этого человека напоминает лихо закрученный детективный сюжет, когда мошенник достигает больших успехов на своем поприще, но при этом загоняет себя в угол и в результате его спасает только чистосердечное признание своей вины.

Ван Меегерен Хан Антониус
 

Хан Ван Меегерен родился 3 мая 1889 г. На четвертом курсе технологического института женился, и, чтобы прокормить семью, начал рисовать и продавать картины. И хотя вскоре он получил некоторую известность, победив на конкурсе студентов-живописцев, однако убедился, что лучше продавать не свои работы, а чужие. Хан Антониус переключился на реставрацию полотен XVII-XVIII веков. Правда, на этой стезе тоже есть подводные камни и на один из них Ван Меегерен налетел. В 1928 году они с другом потратили немало сил, чтобы отреставрировать и продать картину художника Ван Халса. Однако известный критик Бредиус свел всю их работу на нет, когда объявил, что проданная ими картина – подделка. Разразился скандал, и пришлось возвращать покупателю деньги. Друзья решили отомстить критику. Хан Антониус нарисовал подделку под Рембрандта, а его друг Ван Вайнгаарден отнес ее Бредиусу. Когда критик признал в картине подлинник великого художника, Ван Вайнгаарден театральным жестом пропорол полотно. Бредиус стал посмешищем среди искусствоведов.

Неудача в реставрационной деятельности натолкнула Ван Меегерена на мысль, что гораздо выгоднее, нежели рисовать собственные картины или реставрировать полотна старых мастеров, это рисовать картины под именем старым мастеров. И он начал изготовлять подделки.

Особенно привлекло Хана творчество Вермеера Дельтфского, которое во многом оставалось неизвестным для искусствоведов. Ван Меегерен задумал рисовать под именем давно умершего художника картины на религиозные сюжеты. Однако написать полотно в чужой манере – только половина задачи. Не менее трудно сделать так, чтобы оно выглядело старинным. Одной из главных проблем всех фальсификаторов был кракелюр – сеть мелких трещин на краске картин от времени. Именно он становился зачастую главной уликой, позволявших выводить на чистую воду изготовителей фальшивок. Дело в том, что масляная живопись сохнет очень медленно, до полного ее высыхания нужно полвека, а после высыхания на полотне появляются кракелюры. Причем, в трещинки на живописи забивается пыль и по ней тоже определяют подлинность картины.

Ван Меегерен пишет картину "под Вермеера" под надзором полиции

Ван Меегерен долго бился над разрешением проблемы как придать своим произведениям вид старинных. Но ему удалось добиться решения задачи. Он изобрел специальную масляную краску, которая затвердевала за два часа в печи так словно сушилась 50 лет, а еще он придумал как вместо вековой пыли заполнять трещинки китайской тушью.

Через семь месяцев напряженной работы Хан Антониус создал свою первую подделку под Вермеера – «Христа в Эммаусе». Теперь следовало еще придумать легенду, каким образом столь ценная картина попала к нему. Он рассказал нужным людям сказочку о том, как нашел это произведение в Италии, как тайком с риском для жизни вывез его в обход пограничников и таможенников. Дальше сказка пошла гулять сама по себе и вскорости привела к нему покупателя. «Христос в Эммаусе» принес посреднику 210 тысяч гульденов, а самому Ван Меегерену – 340. А подделка обрела свое место в музее среди 450 шедевров голландской живописи.

Фальсификация оказалась выгодным занятием. Вскоре Хан поселился с супругой в Ницце на вилле, в которой было аж 12 спален. В период с 1939 по 1943 год Ван Меегерен написал 13 подделок, продажа только 8 из них принесла ему более 7 миллионов гульденов, что по нынешнему курсу составляло бы порядка 25 миллионов американских долларов. Некоторые из этих картин были приобретены нацистами. Так, полотно «Христос и грешница» попало в коллекцию самого Геринга. Сделка с данной картиной проводилась тайно между голландским правительством и руководством третьего рейха. В обмен на нее Голландия получила 200 подлинных полотен, которые были вывезены нацистами во время вторжения, а Меегерен - 4 миллиона франков от своего правительства.

Ван Меегерен Хан Антониус на суде
 

После победы над фашистской Германией вся Голландия ликовала, а вот Хан Антониус оказался в отчаянном положении. 29 мая 1945 года его арестовали по обвинению в сотрудничестве с нацистами и разграблении национального достояния. Меегерен в растерянности, он оказался в ситуации, когда куда ни кинь, всюду клин. Если признаться – светит статья за мошенничество, не признаваться – значит получить срок за пособничество врагу. Наконец, он решается. И 12 июля делает сенсационное признание о том, что вовсе не продавал национальное достояние нацистам, а, напротив, обманом вынудил их вернуть Голландии 200 подлинных картин.

Такое заявление требует тщательной проверки. Полицейские устраивают следственный эксперимент, предлагая Меегерену в их присутствии нарисовать подделку. Хан принимается писать своего последнего Вермеера «Христос среди учителей». Дело принимает необычный оборот, и по приказу министерства юстиции для его расследования создается специальная комиссия, которую вошли эксперты, искусствоведы и химики. Между тем весть о гениальном фальсификаторе уже облетела весь мир. Ван Меегерен стал знаменит почти как Рембрандт. Со всех концов света на судебный процесс съезжались журналисты, чтобы узнать, чем закончится история мошенника Хана.

12 ноября 1947 года она закончилась минимальным наказанием для Ван Меегерена – одним годом лишения свободы. Однако жить художнику осталось значительно меньше. Алкоголь, наркотики, нервный стресс от ареста и суда сделали свое дело. 30 декабря этого же года художник скончался от сердечного приступа. После смерти он не обрел славы великого художника, но зато вошел в историю как великий фальсификатор.

   




 



Назад Далее

В начало страницы


Все права защищены. Copyright © А. Захаров, О. Логинов 2012-2016.  Последнее обновление: 24 января 2016 г.
При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательно указание автора, а также активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.all-crime.ru. 
Воспроизведение материала сайта или любой его части в печатных изданиях возможно только с разрешения автора.
Адрес электронной почты: admin@all-crime.ru.


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика